четверг, 27 ноября 2014 г.

Страна бумажных мастеров. Секреты преодоления первых неудач.

дерево аппликация
         Мы завершили путешествие по "Бумажной стране".
Бумага – тот счастливый материал, который, не прилагая больших физических усилий, можно подвергать самой различной технологической обработке. 
Она легко гнётся, складывается, свёртывается, режется, клеится. Из неё можно конструировать различные модели, которые не только расширяют технический кругозор ребёнка, но и помогают ему практически уяснить некоторые физические свойства и закономерности окружающего мира.
 Но всё это будет возможно только в том случае, если ребёнок овладеет кругом необходимых навыков и умений. Потихоньку преодолеваем трудности в овладении навыком письма, счета, учимся выполнять домашние задания. 
А тут новая напасть- неумение преодолевать трудности в практических действиях! 

 Воспитательное значение уроков труда огромно: здесь маленький школьник познаёт радость созидания. Создавая вещь, он переживает гордость мастера, который самостоятельно изготовил то, чего раньше не было. Это самый зримый, наглядный успех! Дети всегда радуются своей работе. Наконец, уроки труда несут большую интеллектуальную нагрузку. Здесь нет места простому исполнительству, копированию образца. Сознательный трудовой процесс начинается с постановки цели: сделать определённую вещь. Затем следует анализ образца, который дети под руководством учителя проводят самостоятельно, что уже важная интеллектуальная работа. Далее ребёнок учится планировать свои будущие действия, то есть намечать последовательность практических операций, необходимых для достижения поставленной цели. Планирование и самоконтроль в процессе работы относятся к общим интеллектуальным умениям и являются обязательным элементом всех видов умственного труда.
Предлагаю познакомиться с отрывком из статьи " Беседы с родителями первоклассника" Тамары Андреевны Патрушиной, моей землячки, известного петербургского учителя начальных классов.

НЕУМЕНИЕ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЯХ

  Олина мама тоже получила огорчительную весть: «Ваша дочь не работала на уроке труда. Не слушала моих объяснений, испортила заготовку и до конца урока сидела без дела. Пусть дома выполнит задание и принесёт готовое изделие к следующему уроку!»

Как бывает в жизни?

  С Олей дело обстояло следующим образом. Разобравшись в задании и убедившись, что оно очень простое, мама посетовала: «И в кого ты такая безрукая у нас уродилась?» Девочка добросовестно пыталась воспроизвести все необходимые операции, но опять допустила промашку и испуганно заплакала.
  Мама пожалела дочку. Труд – это ведь не русский язык и не математика, где, к счастью, у Оли всё благополучно. Отправив дочурку спать, она в два счёта блестяще справилась с заданием дочери.
  Конечно, Олина мама оказала девочке дурную услугу. Она вообще решила поработать за неё. А всё из страха перед возможной ошибкой, из-за боязни трудностей. Но ведь невозможно избежать сложностей в учении, всякая целенаправленная самостоятельная деятельность есть преодоление трудностей. Без проб, часто ошибочных, дело не обходится. И Оля, веди себя мама иначе, сумела бы, в конце концов, добиться успеха.
  А что произойдёт сейчас? Оля привыкнет бездействовать на уроках труда, считая себя «безрукой», но не собираясь при этом обнаруживать перед классом свою неумелость. Девочка самолюбива, гордится успехами в чтении, языке и математике, а тут этот «проклятый труд»... Вот она и начнёт лукавить перед детьми и учительницей: «Я лучше дома сделаю, здесь у меня не получится!» И дома всё получается – у мамы.
  Надо помнить, что ребёнок учится сам, это его собственная работа, его напряжение, его воля, его умственный труд и физические усилия. Поэтому надо постараться превратить любую его деятельность в привлекательную и желанную. А это возможно лишь тогда, когда школьник убедится – затраченные усилия приносят плоды. Он должен верить, что у него обязательно всё выйдет, из маленьких побед сложится большая победа – вот в чём смысл и главная радость труда. Именно результат действий доставляет наибольшее удовлетворение, является лучшей наградой за потраченные силы, умножает их, снимает усталость, рождает увлечённость трудом.
  Однако реакция Олиной мамы даёт повод для особого серьёзного разговора. И дело не только в том, что девочка приноровилась сдавать в классе работы, выполненные не ею, а взрослым человеком. Очевидно: толкать ребёнка на подлог – выдавать чужую работу за свою и получать незаслуженные оценки – мягко говоря, дело некрасивое. Все мы это знаем и понимаем, но подобное случается и нередко. А обман наносит неизгладимый ущерб моральному развитию ребёнка. 
Думаю, прочитав всю статью целиком, Вы найдете ответы на многие вопросы и получите ценные советы, которые помогут найти выход из трудной ситуации, может быть к ней придется обратиться не один раз.

5 комментариев :

  1. Здравствуйте, Марина Александровна! Спасибо за интересную и полезную статью, воспользуюсь материалом при подготовке к родительскому собранию.

    ОтветитьУдалить
  2. Да. Есть над чем задуматься. Так хочется облегчить нашим детям жизнь. Помочь им что-то сделать,что бы они побольше отдохнули. А тем самым мы оказываем им "медвежью услугу"....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Юрьевна, к сожалению, не все понимают, что помочь, значит научить, показать, направить, а не сделать за ребенка.

      Удалить
  3. Спасибо, Марина Александровна, за статью, спасибо за ссылку на публикацию опытного педагога. с Вашего разрешения расскажу о книге в своем блоге?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, согласна, статья ценна своими практическими советами, пошаговыми инструкциями, руководством к действию. Если родители действительно хотят и готовы помочь своему ребенку в случае неудач, то в ней можно найти ответы на многие вопросы.

      Удалить